После обретения независимости, благодаря вниманию со стороны Президента и правительства страны удалось модернизировать основные направления деятельности гражданской авиации республики. Это, естественно, положительно сказалось на повышении уровня обеспечения безопасности полетов и обслуживании воздушного движения в воздушном пространстве Узбекистана. В целях дальнейшего совершенствования системы государственного регулирования деятельности воздушного транспорта и обеспечения управления воздушным движением, Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан 16 июня 1988 года была образована Государственная инспекция Республики Узбекистан по надзору за безопасностью полетов (Госавианадзор), выполняющая функции авиационной администрации. Десять лет - период значительный. Это и стало поводом для беседы с начальником Государственной инспекции Республики Узбекистан по надзору за безопасностью полетов Толибом УЛЬЖАЕВЫМ. - Толиб Эгамбердиевич, какими специалистами укомплектован сегодня Госавианадзор Республики Узбекистан? - Для эффективного выполнения всех задач и функций в Госавианадзоре собран инспекторский состав всех специальностей. Это пилоты, штурманы, диспетчеры УВД, инженеры по технической эксплуатации воздушных судов, метеорологи, специалисты по авиационной медицине и эксплуатации аэродромов и т.д. Весомый вклад в организацию деятельности Госавианадзора и выполнению задач и функций по контролю за обеспечением безопасности в гражданской авиации Республики Узбекистан внесли первые руководители Госавианадзора В.Тян, А.Эрназаров, а также специалисты О. Лим, В.Рыжкин, К.Седов, Е.Марченко, Р.Джуманиязов, А.Касымов, А.Индин. В Госавианадзоре работают такие же, как и на других авиапредприятиях работники, и от качества выполняемых ими работ зависит безопасность полетов в гражданской авиации Республики Узбекистан. В связи с этим, немало внимания мы уделяем и повышению квалификации наших специалистов. Помимо занятий в Учебно-тренировочном центре НАК, Ташкентском Государственном авиационном институте, многие сотрудники Госавианадзора проходили обучение в Сингапурской Академии Гражданской авиации. - Известно, что Государственная инспекция Республики Узбекистан представляет интересы гражданской авиации республики и в международных организациях... - Да, действительно. Одной из основных наших задач является представление интересов ГА республики в международных организациях, обеспечение взаимодействия и сотрудничества с авиационными администрациями и структурами других государств по вопросам, относящимся к компетенции инспекции. И в первую очередь это связано с деятельностью Международной организации гражданской авиации (ICAO). Представители Госавианадзора постоянно участвуют в проводимых совещаниях ряда групп при Европейском региональном бюро ICAO, таких как Европейская группа аэронавигационного планирования (EANPG), группы планирования маршрутов для восточной части Европейского региона, включая Центральную Азию (RDGE), группы по организации воздушного движения в Восточноевропейском регионе ICAO (ATMGE) и других. Кстати, в этом году в Париже пройдет юбилейное заседание Европейской группы аэронавигационного планирования. Примечательно, что сотрудничество Узбекистана с ICAO дает возможность изучать передовой зарубежный опыт, а затем внедрять его в практику гражданской авиации, что позволяет поддерживать на уровне мировых стандартов нашу гражданскую авиацию. Развитие гражданской авиации республики тесно связано с участием Узбекистана в деятельности Совета по авиации и использованию воздушного пространства, и в его исполнительном органе - Межгосударственном авиационном комитете (МАК), а также в Межгосударственном Совете "Радионавигация". - В этом году отмечается еще одна знаменательная дата. Также в июне исполнилось 15 лет со дня образования Государственной комиссии республики Узбекистан по делам ICAO. Как председатель Госкомиссии, вы можете обозначить ее основные задачи? - Наша страна является членом ICAO с ноября 1992 года. А в 1993 году, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан, образована действующая и по сей день Государственная комиссия Республики Узбекистан по делам ICAO. Она призвана координировать мероприятия соответствующих министерств и ведомств по осуществлению прав и выполнению обязательств Узбекистана, вытекающих из членства республики в ICAO. На самом деле за этой формулировкой кроется многогранная сложная деятельность всего коллектива. Первоначально Госкомиссия была создана при Национальной авиакомпании O'zbekiston havo yo'llari, а после образования в 1998 году Госавианадзора стала осуществлять свою деятельность при нем. - Каковы основные достижения Государственной комиссии Республики Узбекистан по делам ICAO? - За 15-летний период времени Госкомиссия выполнила многие важные задачи. Так, она способствовала присоединению Узбекистана ко многим документам в области международного воздушного права. Представители гражданской авиации республики принимали участие в Ассамблеях ICAO и других мероприятиях, проводимых по линии этой международной организации. - Что делается для дальнейшего повышения безопасности полетов в гражданской авиации нашей страны? - Для выполнения этой первостепенной задачи Госавианадзором разработана Государственная программа по обеспечению безопасности полетов. Она согласована со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами и сейчас внесена в Кабинет Министров Республики Узбекистан на утверждение. Внедрение в Республике Узбекистан Государственной программы по обеспечению безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации позволяет гармонично включиться в работу по реализации Глобального плана обеспечения безопасности полетов Международной организации гражданской авиации (ICAO). Данная программа определяет стратегические цели, направленные на осуществление приемлемого для государства уровня безопасности полетов воздушных судов и оборудования. - Какие новшества западного образца внедряются в повседневную работу Госавианадзора? - Хорошим примером может служить введение в действие системы управления качеством деятельности нашей организации. Эта система предназначена для достижения целей качества в рамках требований Стандартов и Рекомендаций практики ICAO. - Толиб Эгамбердиевич, расскажите, пожалуйста, о ближайших рабочих планах Государственной инспекции по надзору за безопасностью полетов. - Сейчас мы готовимся к аудиту ICAO, который пройдет в этом месяце. 4 специалиста - инспектора-аудитора будут осуществлять проверку по 16 приложениям Чикагской Конвенции. Если раньше проверялось соблюдение отдельных Приложений ICAO, то теперь Ассамблея распространила проверки в области организации контроля за обеспечением безопасности полетов почти на все существующие Приложения к Чикагской Конвенции (16 из 18). Госавианадзором проводится целенаправленная и напряженная работа по подготовке к предстоящей проверке. Сложной формой технического обслуживания современных воздушных судов является на сегодня программа D-check. Например, на самолете А310 известного в мире авиаиндустрии концерна Airbus подобная форма техобслуживания выполняется один раз в десять лет эксплуатации ВС. Имея в своем авиапарке три самолета данного типа, Национальная авиакомпания на двух самолетах А310 ранее была вынуждена проводить сложнейшую форму ТО силами компании Lufthansa Technics на базе в г. Гамбург. Однако за последние несколько лет ташкентским авиапредприятием Uzbekistan airways technics накоплен достаточно большой опыт по техническому обслуживанию и ремонту самолетов западного флота. Имея международные сертификаты, подтвержденные Европейской авиационной администрацией, специалисты АП UAT выполняли различные виды ТО на воздушных суднах национального авиаперевозчика и зарубежных заказчиков. И вот впервые ташкентские авиаспециалисты Центра технического обслуживания АП Uzbekistan airways technics взялись за выполнение на ВС А310 ТО по форме D-check. - Действительно, мы впервые в Ташкенте своими силами выполняем такую объемную работу на самолете А310 нашей авиакомпании, - рассказывает заместитель главного менеджера Центра технического обслуживания Олег Волокитин. - Все, начатые еще в конце апреля, работы, завершены. Программа данной формы технического обслуживания включает в себя практически полную разборку конструкции воздушного судна, а также проведение полнейшей дефектации всех компонентов ВС и силовых элементов крыла, фюзеляжа и хвостового оперения самолета. Кроме того, в объеме D-check заложена замена и проверка работоспособности около 900 агрегатов и компонентов ВС. Эта сложная работа поручена двум опытным сменам, руководят которыми Александр Нам и Сиражитдин Тугалов. Ведущим инженером по данной программе назначен Владимир Иванов, а инженером супервайзером - Владимир Павловский. Именно ему по окончания выполнения всех работ предстоит допускать воздушное судно А310, прошедшее техническое обслуживание, к дальнейшей эксплуатации. Кстати, необходимо отметить и тот факт, что контрольный облет самолета будет выполняться по единой программе, разработанной непосредственно специалистами предприятия и Летного комплекса Национальной авиакомпании Узбекистана. Освоение еще одной профессиональной ступени мастерства ташкентскими специалистами АП UAT отныне дает им возможность выполнять данную сложнейшую форму ТО на самолетах НАК именно в Узбекистане, экономя при этом валютные средства. И, наоборот, увеличить прибыль от поступления иностранной валюты за выполнение еще одной формы ТО на самолетах зарубежных заказчиков - авиакомпаний стран СНГ и Европы. А это значит, что сделан еще один шаг на пути курса экономического и творческого развития. По материалам газеты "Крылья Узбекистана".
|