В марте 1923 года было основано Всероссийское общество воздушного добровольного флота «Добролет», Среднеазиатское отделение которого, созданное в августе того же года, развернуло подготовку воздушных линий в Узбекистане. Нововведение стало весьма актуальным. Ведь раньше от Ташкента до Алма-Аты нужно было добираться 15 суток на лошадях, а путь из Ташкента до Бухары в Хиву по караванным тропам был очень опасен и занимал около месяца! Летом 1923 года начались работы по сооружению основных и запасных площадок специалистами из Москвы. Некоторые летчики и авиаспециалисты из ВВС были переведены в «Добролет» и им тут были переданы первые 6 «Юнкерсов». Первый технический а затем и пассажирский рейсы проши по маршруту Таписешу-Пишпек-Алма-Ата 3го и 12го мая 1924-го года. Вторая дата ознаменовала собой начало развития гражданской авиации в Узбекистане. За штурвалом тогда находился опытный летчик В. Л. Галышев. Позже была открыта линия Каган-Термез-Душанбе, а с сентября того же года началось постоянное движение самолетов по маршруту Каган-Ташауз-Хива. К концу года на этих линиях было перевезено около тысячи пассажиров, 200 кг почты и 5 т груза. В 1993-м эти цифры составили уже более 1409,9 тысяч пассажиров и 16,8 тысяч тонн грузов и почты, и если в течении первого года протяженность трасс составляла примерно две тысячи км, то в 1930-м — 3,5 тысячи, в 1940-м — 9 тысяч, в 1968-м — 50 тысяч, а сейчас — около ста тысяч км! На советских ПС-90, ПС-40 и По-21 (У-2) лучшие пилоты и авиаспециалисты стали интенсивно осваивать воздушное пространство, а так же массовую перевозку пассажиров и груза. Авиаторами были проложены маршруты ко всем областным и крупным городам Республики, кроме того — в Душанбе, Ташауз, Пишпек и Алма-Ату. К концу двадцатых годов были совершены первые полеты в Москву и Кабул. Последующее десятилетие характеризовалось интенсивным внедрением авиации в сельское хозяйство. Была оказана большая помощь народу Ирана и Афганистана. В эти же годы развилась санавиация, с помощью которой спасли тысячи людей из отдаленных регионов, куда можно было только долететь самолетами. Во времена битвы с немецким фашизмом, каждый отряд и аэропорт понес огромные потери. Многие имена героев Советского Союза высечены на обелисках, воздвигнутых авиаторам. Однако и в пору войны продолжались полеты по республике. В сорок четвертом вернулись домой многие пилоты и авиаспециалисты, которых с нетерпением ждали. Открывались всё новые маршруты, количество пассажиров возрастало, поступали на обслуживание новые самолеты Ли-2, Ил-12, Ил-14 и сельскохозяйственные Ан-2. С пятидесятых началось стремительное вознесение авиации. Было успешно введено обслуживание скоростных самолетов с турбореактивными двигателями (Ту-104, Ил-18), появились в наличии первые вертолеты (Ми-1, Ми-4 и Ка-26). В шестидесятые годы были освоены Ан-24, Як-40, Ил-62, Ту-134, Ту-154 и пр. Столицу Узбекистана соединили прямым воздушным сообщением с такими городами как Ленинград, Новосибирск, Свердловск, Челябинск, Симферополь, а так же городами Прибалтики, Кавказа, дальнего Востока. В 70-80е годы авиация Узбекистана бурно развивалась, были построены крупные аэропорты и комплексы (в том числе и Ташкентский аэропорт), оборудованные высокоэффективными навигационными средствами и средствами связи. В это же время ташкентские специалисты вторыми после москвичей освоили наземное обслуживание колосса пассажирских перевозок — Ил-86. Чуть позже на воздушные линии выходят западноевропейские аэробусы А-310-300, Боинг — 757 и 767. Открывают 14 международных маршрутов. Учитывая чартерные рейсы, специалисты столичного аэропорта обслуживают самолеты, с рейсами практически во все Азиатские и Европейские страны. Впервые во всемирной практике была выполнена безаварийная эксплуатация и обслуживание ВС за пределами Республики. Этот опыт позволил начать в кратчайшие сроки полеты на лайнерах А-310 Боинг-757 и 767. Так, аэропорт «Ташкент» получил большие перспективы на международном рынке авиауслуг. С середины 90х при поддержке фирм «Штрабаг», «Фокс» и аэропорта Франкфурт — на-Майне, начались глобальные работы по реконструкции «северной» и «южной» взлетно-посадочных полос, установлена новейшая светосигнальная система посадки производства фирмы «Сименс», благодаря чему аэропорт получил вторую категорию ИКАО. В 2001 году аэровокзальный комплекс Ташкента был полностью реконструирован , что позволило ему стать одним из крупнейших и комфортабельнейших, он оснащен по новейшим технологиям и способен на высококачественное обслуживание пассажиров и, без малого, всех типов самолетов, эксплуатируемых в мире. На сегодняшний к услугам международного аэропорта «Ташкент» прибегают такие признанные авиакомпании как: А/к «Люфтганза» А/к «Турк Хава Йуллари» А/к «Бритиш Медитеррениэн Эйруэйс» А/к «Азиана Эйрлайнз, ИНК» А/к «Кореан Эйр» Компания «P.T.GARUDA INDONESIA» А/к «Иран Эйр» ОАО А/к «ТРАНСАЭРО» ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии» ОАО А/к «Домодедовские Авиалинии» А/к «Сибирь» ГАОЗТ «Армянские авиалинии» А/к «АИР-ЗЕНА» А/к «ИМЭЙР» ФГУП «Пермские Авиалинии» РУП НАК «БЕЛАВИА» А/к «Алтын эйр» ГАК «Авиалинии Украины» НУ «Туркменховаёллары» ГУАП «КАВМИНВОДЫАВИА» АООТ «Уральские авиалинии» ГУАП «ПУЛКОВО» АОЗТ «ЭЙР КАЗАХСТАН» ОАО «Аэрофлот-Дон» ГУП А/к «Татарстан» ОАО А/к «Красноярские авиалинии» ОАО ЦУГА «РУСАЭРО» ЗАО «Стримлайн ОПС» ЗАО А/к «Истлайн» и другие.
|